- Алеаторика
-
АЛЕАТО́РИКА (от лат. alea — игра в кости, случайность, жребий) — распространенная во 2-й пол. 20 в. техника композиции, опирающаяся на использование в процессе соч. или исполнения музыки фактора случайности. В рамках т. н. абсолютной, или тотальной А. орг-ция отд. эл-тов звучания может определяться композитором с помощью бросания игральной кости, разбрызгивания чернильных пятен по нотной бумаге и т. п. На осн. столь же случайных факторов исполнителю м. б. предложено определять последовательность и сочетаемость звуковых эл-тов, набор к-рых и является плодом композиторского творчества. В рамках т. н. "относительной" ("ограниченной и контролируемой") А. фактор случайности определяет не весь процесс звучания данной музыки, а лишь отд. фрагменты или слои фактуры (А. "внутр. формы"). Имея ист. прецедент в коллективной фольклорной импровизации, А., возникла в 1950-х гг. в экспериментах американца Дж. Кейджа, немца К. Штокхаузена и француза П. Булеза в качестве новой формы творч. мышления, противоположной серийным принципам орг-ции муз. текста — додекафонии, наряду с к-рой А. является одним из направлений совр. муз. авангарда, получившим широкое распространение в 1960—80 гг. (в России — в муз. А. Волынского, С. Слонимского, А. Шнитке и др.).
Лит.: Шнедерсон Г. О музыке живой и мертвой. М., 1964; Его же. Сериализм и алеаторика — "тождество противоположностей" // Сов. музыка, 1971. № 1.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.